Воскресенье, 19.01.2025, 22:41
Мой сайт
Главная » 2014 » Июнь » 19 » 2 учреждение патриаршества на руси идея симфонии властей. СИМФОНИЯ
19:35

2 учреждение патриаршества на руси идея симфонии властей. СИМФОНИЯ





2 учреждение патриаршества на руси идея симфонии властей

СИМФОНИЯ

Понятие русской церковно-государственной идеологии, выражающее меч­ту об универсальном православном со­обществе, управляемом императором и духовно направляемом Церковью. Впервые в данном контексте понятие „симфония" было употреблено визан­тийским императором Юстинианом (527-565), который попытался объеди­нить универсализм Римской империи с универсализмом христианства.

В политических терминах концеп­ция симфонии являлась утопией. Она основывалась на фундаментальном до­пущении того, что идеал человечности, воплощенный в личности Иисуса Хри­ста, с такой же полнотой воплощается и в имперской системе власти. Госуда­рство, которое признает себя христиан­ским, отказывается от своей силовой языческой природы и входит в сферу строительства Царства Божия на земле (мессианизм). Царь, как помазан­ник Божий, принадлежит к церковной иерархии в качестве представителя мирян. При этом императорская личная власть интерпретируется как форма ха­ризматического служения Христу. По­сле падения Византии русская царская власть осознала Московское царство как последнее православное царство, священной миссией которого является хранение православия. Уже царь Иван Грозный, приверженец идеи симфонии, настаивал на том, что само­держец несет ответственность как за управление государством, так и за спа­сение душ своих подданных. Идеоло­гическое выражение этой миссии было дано иноком Филофеем (ок. 1465 - ок. 1542) в лозунге „Москва - Третий Рим". Идеей освящения Московского царства проникнуты труды Иосифа Волоцкого (1440-1515), видевшего царскую власть только в пределах Бо­жественного Закона. Мессианский век­тор симфонии способствовал формиро­ванию в России тоталитарного государ­ства, в котором Церковь играла вспо­могательную роль. И даже утвержде­ние в Русской церкви патриаршества (1589) обозначило для современников еще одно свидетельство международ­ного признания суверенности Русского государства.

Готовность, с которой Православная церковь принимала поддержку растущего тоталитарного царства, долгое время не выходила на уровень выработки систематических богословских принципов осмысления природы и ро­ли государственной власти в жизни об­щества. Впервые эти принципы были внесены в русскую религиозную жизнь церковной реформой Петра I. Тео­ретик этой реформы, еп. Феофан Прокопович (1681-1736), исходил из теории естественного права (прежде всего, немецкого философа С. Пуффендорфа) и делал вывод о необходимости главенства монарха над Церковью (самодержавие). Императорское право­славие, возникшее в результате рефор­мы, обрело самую органичную для себя форму существования - форму — „уч­реждения духовного ведомства". Идея симфонии уступила место цезарепапизму. Эта подмена тяжело пережи­валась в обществе. Весь синодальный период в России существовал религиоз­ный конфликт между империей и идеей Святой Руси.

Несмотря на то, что имперское пра­вославие имело в государстве привиле­гированное положение, народное пра­вославие мистически искало утрачен­ную симфонию в „Золотом веке" Святой Руси.

Попытка возрождения симфонии как основы русской жизни была обо­значена в XIX в. министром просвеще­ния в правительстве Николая I С. Уваровым в лозунге „православие - само­державие - народность". Однако к фев­ральской революции в обществе уже сложилось понимание того, что в Рос­сии живут народы разных вероиспове­даний. Это понимание сделало невоз­можным существование конфессио­нально ориентированной власти. Дис­кредитация идеи симфонии заверши­лась в 1917 г. разделением Церкви и го­сударства.

Библиография:

400-летие учреждения патриарше­ства в России, // От Рима к Третьему Риму, Roma 1989.
Архимандрит Констан­тин [Зайцев К.], Империя Российская и Святая Русь, „Литературная учеба" 1994, № 2.
Гольдберг А., Три „послания Филофея" (опыт текстологического анализа), „Труды Отдела древнерусской литературы", т. 29, Ленинград 1974.
Дурдыева Л., С. С. Уваров и теория официальной народности, Москва 1996.
Дьяконов М., Очерки общественного и государственного строя Древней Руси, С.-Петербург 1912.
Зимин А., О политической доктрине Иосифа Волоцкого, // Труды От­дела древнерусской литературы, т. 9, Ленинград 1953; Россия на рубеже XV- XVI столетий, Москва 1982.
Иоанн (Снычев) митрополит, Русская симфония. Очерки русской историософии, С.-Петербург 1998.
Казакова Н., Очерки истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века, Ленинград 1970.
Калинников В., Митрополиты и епископы при св. Владимире, „Труды Киевской духовной академии" 1888, №7.
Карташев А., Очерки по истории Русской церкви, т. 1-2, Москва, 1991.
Кириллов И., Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма, Москва 1914 [1996].
Лурье Я., О возникновении тео­рии „Москва — Третий Рим", „Труды Отдела древнерусской литературы" 1960, т. 16.
Малинин В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послание царю, „Труды Киевской духовной ака­демии" 1888, № 5.
Мельгунов С., Церковь и государство в России, Москва 1907.
Покровский М., Москва - Третий Рим, // Религий и церковь в России, Москва 1975.
Приселков М., Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси 10-11 веков, „Записки историко-филологического факультета Санкт-Пе­тербургского университета" 1913, ч. 66.
Скрынников Р., Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв., Новосибирск 1991.
Флоровский Г., Пути русского богословия, Paris 1983.
Шмеман А., Исторический путь православия, Москва 1993.
Шмидт С., Становление россий­ского самодержавства. Исследование политической истории времени Ивана Грозного, Москва 1973.
Экземплярский В., Еванге­лие и общественная жизнь, Киев 1913. Andrusiewicz A., Mit Rosji. Studia z dziejow i filozof// rosyjskich elit, t. 1, Rzeszow 1994.
Awierincew S., Bizancjum a Rus: dwa typy duchowosci. Swiete Cesarstwo, „Przeglad Humanistyczny" 1989, № 10.
Chachmatoff M., Politika ide­ologic Iosefa Volokolamskeho, Praha, 1928.
Сurtiss J., Church and State in Russia, 1900-1917, New York 1965.
Dvorkin A., Ivan The Terrible as a Religious Type: A Study of the Back­ground, Genesis and Development of the Theocratic Idea of the First Russian Tsar and his Attempts to Establish „Free Au­tocracy" in Russia, Erlangen 1992.
Koneczny F., Sprawy religijne i cerkiewne w panstwie Iwana III, „Prze­glad Powszechny" 1924, № 161.
Medlin W., Moscow and East Ro­me. A Political Study of the Relations of Church and State in Muscovite Russia, Neuchatel 1952.
Meyendorff J., Byzantine Theo­logy, New York 1983.
Obolensky D., Byzantium and Russia in the Late Middle Ages, // Europe in the Late Middle Ages, Evanston 1965.
Raeff M., An Early Theoretists of Absolutism: Joseph of Volokolamsk, „The American Slavic and East European Re­view" 1949, v. 80.
Владислав Аржнаухин / mgr Magdalena Zakowska.


Статьи по теме:






Источник: russidea.rchgi.spb.ru
Просмотров: 2031 | Добавил: owleth | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz