СИМФОНИЯ Понятие русской церковно-государственной идеологии, выражающее мечту об универсальном православном сообществе, управляемом императором и духовно направляемом Церковью. Впервые в данном контексте понятие „симфония" было употреблено византийским императором Юстинианом (527-565), который попытался объединить универсализм Римской империи с универсализмом христианства. В политических терминах концепция симфонии являлась утопией. Она основывалась на фундаментальном допущении того, что идеал человечности, воплощенный в личности Иисуса Христа, с такой же полнотой воплощается и в имперской системе власти. Государство, которое признает себя христианским, отказывается от своей силовой языческой природы и входит в сферу строительства Царства Божия на земле (мессианизм). Царь, как помазанник Божий, принадлежит к церковной иерархии в качестве представителя мирян. При этом императорская личная власть интерпретируется как форма харизматического служения Христу. После падения Византии русская царская власть осознала Московское царство как последнее православное царство, священной миссией которого является хранение православия. Уже царь Иван Грозный, приверженец идеи симфонии, настаивал на том, что самодержец несет ответственность как за управление государством, так и за спасение душ своих подданных. Идеологическое выражение этой миссии было дано иноком Филофеем (ок. 1465 - ок. 1542) в лозунге „Москва - Третий Рим". Идеей освящения Московского царства проникнуты труды Иосифа Волоцкого (1440-1515), видевшего царскую власть только в пределах Божественного Закона. Мессианский вектор симфонии способствовал формированию в России тоталитарного государства, в котором Церковь играла вспомогательную роль. И даже утверждение в Русской церкви патриаршества (1589) обозначило для современников еще одно свидетельство международного признания суверенности Русского государства. Готовность, с которой Православная церковь принимала поддержку растущего тоталитарного царства, долгое время не выходила на уровень выработки систематических богословских принципов осмысления природы и роли государственной власти в жизни общества. Впервые эти принципы были внесены в русскую религиозную жизнь церковной реформой Петра I. Теоретик этой реформы, еп. Феофан Прокопович (1681-1736), исходил из теории естественного права (прежде всего, немецкого философа С. Пуффендорфа) и делал вывод о необходимости главенства монарха над Церковью (самодержавие). Императорское православие, возникшее в результате реформы, обрело самую органичную для себя форму существования - форму — „учреждения духовного ведомства". Идея симфонии уступила место цезарепапизму. Эта подмена тяжело переживалась в обществе. Весь синодальный период в России существовал религиозный конфликт между империей и идеей Святой Руси. Несмотря на то, что имперское православие имело в государстве привилегированное положение, народное православие мистически искало утраченную симфонию в „Золотом веке" Святой Руси. Попытка возрождения симфонии как основы русской жизни была обозначена в XIX в. министром просвещения в правительстве Николая I С. Уваровым в лозунге „православие - самодержавие - народность". Однако к февральской революции в обществе уже сложилось понимание того, что в России живут народы разных вероисповеданий. Это понимание сделало невозможным существование конфессионально ориентированной власти. Дискредитация идеи симфонии завершилась в 1917 г. разделением Церкви и государства. Библиография: 400-летие учреждения патриаршества в России, // От Рима к Третьему Риму, Roma 1989. Архимандрит Константин [Зайцев К.], Империя Российская и Святая Русь, „Литературная учеба" 1994, № 2. Гольдберг А., Три „послания Филофея" (опыт текстологического анализа), „Труды Отдела древнерусской литературы", т. 29, Ленинград 1974. Дурдыева Л., С. С. Уваров и теория официальной народности, Москва 1996. Дьяконов М., Очерки общественного и государственного строя Древней Руси, С.-Петербург 1912. Зимин А., О политической доктрине Иосифа Волоцкого, // Труды Отдела древнерусской литературы, т. 9, Ленинград 1953; Россия на рубеже XV- XVI столетий, Москва 1982. Иоанн (Снычев) митрополит, Русская симфония. Очерки русской историософии, С.-Петербург 1998. Казакова Н., Очерки истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века, Ленинград 1970. Калинников В., Митрополиты и епископы при св. Владимире, „Труды Киевской духовной академии" 1888, №7. Карташев А., Очерки по истории Русской церкви, т. 1-2, Москва, 1991. Кириллов И., Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма, Москва 1914 [1996]. Лурье Я., О возникновении теории „Москва — Третий Рим", „Труды Отдела древнерусской литературы" 1960, т. 16. Малинин В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послание царю, „Труды Киевской духовной академии" 1888, № 5. Мельгунов С., Церковь и государство в России, Москва 1907. Покровский М., Москва - Третий Рим, // Религий и церковь в России, Москва 1975. Приселков М., Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси 10-11 веков, „Записки историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета" 1913, ч. 66. Скрынников Р., Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв., Новосибирск 1991. Флоровский Г., Пути русского богословия, Paris 1983. Шмеман А., Исторический путь православия, Москва 1993. Шмидт С., Становление российского самодержавства. Исследование политической истории времени Ивана Грозного, Москва 1973. Экземплярский В., Евангелие и общественная жизнь, Киев 1913. Andrusiewicz A., Mit Rosji. Studia z dziejow i filozof// rosyjskich elit, t. 1, Rzeszow 1994. Awierincew S., Bizancjum a Rus: dwa typy duchowosci. Swiete Cesarstwo, „Przeglad Humanistyczny" 1989, № 10. Chachmatoff M., Politika ideologic Iosefa Volokolamskeho, Praha, 1928. Сurtiss J., Church and State in Russia, 1900-1917, New York 1965. Dvorkin A., Ivan The Terrible as a Religious Type: A Study of the Background, Genesis and Development of the Theocratic Idea of the First Russian Tsar and his Attempts to Establish „Free Autocracy" in Russia, Erlangen 1992. Koneczny F., Sprawy religijne i cerkiewne w panstwie Iwana III, „Przeglad Powszechny" 1924, № 161. Medlin W., Moscow and East Rome. A Political Study of the Relations of Church and State in Muscovite Russia, Neuchatel 1952. Meyendorff J., Byzantine Theology, New York 1983. Obolensky D., Byzantium and Russia in the Late Middle Ages, // Europe in the Late Middle Ages, Evanston 1965. Raeff M., An Early Theoretists of Absolutism: Joseph of Volokolamsk, „The American Slavic and East European Review" 1949, v. 80. Владислав Аржнаухин / mgr Magdalena Zakowska. Статьи по теме:
Источник: russidea.rchgi.spb.ru
|
|