Воскресенье, 19.01.2025, 23:53
Мой сайт
Главная » 2014 » Август » 9 » Первая мировая война-новая эпоха. История
10:01

Первая мировая война-новая эпоха. История





первая мировая война-новая эпоха

Посёлок Шахапэ (Головинка) Уже более 15 лет мусульмане поселка собираются на пятничную молитву в частном домике Ачмизовой Нурет. Благодаря имаму Нибо Умару в этот дом люди стали приходить на молитву, слушать проповеди и проводить праздники. Также с помощью Умара многие совершили хадж за себя и за других.

Аул Лиготх основан в 1875 г. после выселения в 1865 г. царскими властями с прежднего места проживания.
В ауле до революции действовала одна мечеть. Здесь проживали эфенди: Бжасо-эфенди, Меретуков Хатыуж. Односельчане рассказывают, что Бжасо-эфенди был человеком очень активным. Когда солдаты пришли в его дом с целью ареста, он взял подушку и кинул в окно. Солдаты подумали, что он выпрыгнул через окно, и бросились туда, а сам он выбежал из двери, скрылся от них, после чего уехал в Турцию.
Нибо Шэретлук Альчесович тоже в одно время был эфенди аула, был умнейшим человеком, позже стал управляющим в трех аулах Шоджаюк (Лиготх), Калэж, Хаджико.
«В ауле проживали хаджи, — вспоминает Хаху Осмэн Айсович, — это мои родственники Хаху Дзэпш Шаофыжевич, его называли Хаджецук и его брат Сулейман. Дзепш свободно читал Коран, а также знал турецкий язык. Ему пришлось некоторое время пожить в Турции. Группу паломников, среди которых он находился, не выпустили из Турции из-за вспыхнувшей к тому времени эпидемии холеры. По этой причине ему пришлось задержаться в Турции, в результате чего он, не теряя времени, выучил турецкий язык. Хадж также совершил Гырбы Тцепшау Шаофыцович.»

Натырбов Мурат - Шпионский маскарадПо оперативным материалам КГБ становилось ясно, что в тот же период резко активизировалась и резидентура ЦРУ, находившаяся на территории нашей страны под прикрытием посольства США. Контрразведывательные подразделения КГБ обратили внимание на то, что было проведено значительное обновление личного состава ЦРУ и РУМО (военная разведка США) в Москве и Ленинграде. Почти все вновь прибывшие в СССР профессиональные разведчики ранее специализировались на работе против нашей страны или по советским учреждениям, а также по советским гражданам в третьих странах. Имена многих кадровых американских разведчиков нам были известны. Кстати, среди них были и разведчики, чьи родители в свое время жили в России, но позднее эмигрировали.


Захир Сайф ад-Дин Баркук 1382-1399
Насир Насир ад-Дин Фарадж 1399-1405
Мансур Изз ад-Дин Абдульазиз 1405
Насир Насир ад-Дин Фарадж 1405-1412 вторично
Адиль Мустаын 1412
Муайад Шейх 1412-1421
Музаффар Ахмед 1421
Захир Сайф ад-Дин Татар 1421
Салих Насир ад-Дин Мухаммед 1421-1422
Ашраф Сайф ад-Дин Барсбей 1422-1438
Азиз Джамал ад-Дин Юсуф 1438
Захир Сайф ад-Дин Чакмак 1438-1453
Мансур Фахр ад-Дин Осман 1453
Ашраф Сайф ад-Дин Инал 1453-1461
Муайад Шихаб ад-Дин Ахмед 1461
Захир Сайф ад-Дин Хушкадам 1461-1467
Захир Сайф ад-Дин Бильбей 1467
Захир Тимурбуга 1467-1468
Ашраф Сайф ад-Дин Каитбей 1468-1496
Насир Мухаммед 1496-1498
Захир Кансух 1498-1500
Ашраф Джанболат 1500-1501
Ашраф Касух Гури 1501-1516
Ашраф Туманбей 1516-1517.

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад».
Тхагушева Дахэсара Рашидовна рассказывает: «Азан в мечети очень красиво кричал Тхагушев Индрис Лэпшхачевич. У нас в доме сохранился Коран моей бабушки Коблевой (Тешевой) Гощмаф, которая умела читать Коран, Коран также читала Коблева (Яквашева) Айшет Салиховна, Тхагушева (Шхалахова) Цацыф Лильуовна, Тхагушева (Напсо) Тыщхъан».
Тешев Черандук Мурселович говорит: «Эфенди в мечети был Тхагушев Къочас, он был хаджи, был и другой хаджи Яквашев Алькас, он тоже проводил намазы. Другим эфенди в ауле был Хушт Лъашер».
Хамзет говорит: «Как подстилку для намаза часто использовали козью шкурку, поэтому я старался держать всегда у себя для своей бабушки разные козьи шкуры».
В советские годы в ауле эфенди были Яквашев Шабан, который умел читать Коран и Тхагушев Хусейн.

Али Цирхиж – черкесский воин славный, отряда предводитель, в набеге дерзком выкрал Засса дочь. И уважительно полгода с ней общался. Не в качестве рабыни – нет. Девушку научили адыгскому языку, обучили искусству художественной вышивки золотыми нитками (дэнлъэч хэдык1э) и соблюдению адыгского этикета (Адыгэ Хабзэ). Когда настало время возвратить ее родителю, она якобы категорически отказалась, заявив: «Не хочу возвращаться к этим убийцам…».

(по историко-этнографическим и фольклорным данным)

Грузинские цари и владетельные князья довольно хорошо осознавали военно-политическое значение тесного союза с горцами, проживающими на северных склонах Кавказа. Этой цели служили браки между представителями грузинских и черкесских правящих династий, имеющих особо интенсивный характер в ХVI-ХVIII столетиях [11, 42-59].

Аул Наджиго основан примерно в 1887 г. Его жители переехали из а. Большое Псеушхо.
В ауле была мечеть, затем ее переделали в школу. Сейчас на этом месте ничего не осталось. В то время мужчины и женщины аула, как и положено в мусульманском обществе, делали намаз и читали Священный Коран.

Черкесскую кольчугу носил даже Тулуз-ЛотрекРыцарская культура была основным направлением парадигмы адыгов. Вооружение, конь, снаряжение, военное мастерство, высокие духовные качества – благодаря всему этому кабардинский рыцарь был «и один в поле войн». Не случайно у кабардинцев уже в нартском эпосе упоминается термин шу закъуэ (одинокий рыцарь) – философия рыцарства, доведенного до абсолюта. Воин, способный в одиночку выступить против всего того, что не приемлет.

По мнению казаков у черкесов была лучшая в мире конница (а они много где воевали).По своей силе черкесская конница превосходила все конные части российской армии — ни драгуны, ни гусары не могли с ней тягаться и только кавказские казаки, перенявшие у черкесов их тактику, повадки и вооружение — все вплоть до одежды, были в состоянии состязаться с адыгами на равных.И з воспоминаний казака(«Кинулась сотня назад. Непременно, думают, партия: какие там такие казаки в лес поедут… Обшарили наши кусты все, выехали в лес, да уж по лесу-то ездили, ездили — пришлось так, что многие отбились от своих, да заплутались даже — а все никого не видали. Может, и взаправду их там не было, а может и по балкам где схоронились — и это бывает. А уж и солнышко совсем подниматься стало. Едут казаки один по одному из лесу. Что ты делать станешь? куда только девалась партия эта! и за Кубань не переходила, и тут ее нету. Постояли, постояли еще, да ни с чем и поехали домой. [171]

Умер 15.08.1921. Шапсуг. Из влиятельного шапсугского рода. Подхорунжий. Участник Первой мировой войны в Кабардинском полку 1-й Кавказской дивизии. В Гражданскую войну - во ВСЮР и Русской армии. На Лемносе - подхорунжий Горского (Черкесского) конного дивизиона.

Обряд воздушного погребения - умершего укладывали в деревянную колоду из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева, и подвешивали высоко на ветвях дерева. После достижения телом мумификации (обычно - по истечении одного года), его, не вскрывая колоду, хоронили в земле. Воздушное захоронение применялось у адыгов (черкесов) с древнейших времен. Единичные случаи воздушного захоронения зафиксированы и в XlX веке. Оно упоминается и в знаменитой "Песне Афиюх \ Адииф". Воздушное захоронение зафиксировано как в древних сказаниях, так и в сообщениях иностранных путешественников, как например

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейскогоЕвропейские корни
Исторически вопрос, связанный с присутствием адыгов на европейском пространстве в прошлом, не рассматривался никогда. Тогда на какие факты можно сослаться, чтобы удостовериться в том, что адыги проживали в европейской части России, в центральной и Западной Европе?

Познакомим вас с удивительными обычаями и методами воспитания, насчитывающими не одно тысячелетие. Вся жизнь адыгов строилась на нормах Хабзэ. В основе этого "обычного права" - особая и неповторимая народная педагогика. В которой сплелись духовное и физическое воспитание. Сплелись настолько тесно, что отде­лить одно от другого просто невозможно. Это настолько мудрая и всеохватывающая система, в которой надо родиться, жить и умереть, чтобы понять ее до конца. Поэтому рассказать можно только о некоторых ее элементах.

Махидевран приписывают албанское и черкесское происхожденияОднако я нашла интервью одного из современных представителей черкесского рода Тюмрюка (Саид Перизад Темрюкоглу), который рассказывает, что Махидевран происходила именно из их рода.

(1694—1751 гг.)
Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.

...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком:

...женщины покрывают головной убор куском полотна или хлопчатобумажной материи в виде тюрбана и оставляют висеть концы; волосы же, обычно черного цвета, висят в виде двух кос. Глаза их такого же цвета (т. е. черного — X. С., И. С.), красивого разреза, и блестящие, как звезды на небе в ту пору, когда ясно и сильно морозит. Их стан не стеснен корсетами, как у наших женщин-христианок, но он свободен и изящен, как у прекрасных статуй Венеры, оставленных нам древними, или некоторых других красавиц, существовавших в действительности.

У женщин, чему весьма удивляешься, белоснежная кожа и красные, как бы накрашенные щеки, приветливые, красивые и милые лица, так что в них можно влюбиться. Они большей частью хорошо сложены. Их брови и волосы черны, как ушль, они их заплетают в семь или восемь косичек вокруг головы. Они ходят с непокрытыми лицами, на голове носят красивые двойные черные шапочки, обшитые крашенным полотном или шелковой тканью; поверх они обычно надевают еще чепчик из черного бархата, что весьма к ним идет, почему они и стараются одеть его как можно лучше.

Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, Султану и шаху платившие дань и подвластные.

Татарские земли и провинции вместе с кратким сообщением о Каспийском море, Дарьяльском ущелье, а тахже о Персидском дворе и об их новейшем государственном и военном устройстве, написанное к присоединению русско-персидских военных действий и украшенное полезными гравюрами

Женщины у них обыкновенно хорошо сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки; волосы черные как смоль, в двух длинных крученых локонах свисают с обеих сторон; ходят они с открытыми лицами. На голове у них двойные черные подушки, на которые они кладут нежный бумажный платок или платок, пестро вышитый, и затем все это связывают под подбородком. У вдов же сзади у головы большие надутые бычачьи пузыри, обвитые пестрым флером или белою бумажной материей; издали получалось впечатление, точно у них по две головы. В летнее время женщины ходят в одних сорочках, окрашенных в красный, зеленый, желтый или синий цвета и сверху до пупа раскрытых, так что можно было видеть груди, живот и пуп...

Они были общительны и любезны. В первые дни нашего приезда они по четыре и более стояли по дороге на улицах, шли нам навстречу с нахальным выражением лица, которое приписывается древним амазонкам (ведь граница этих по следних будто простиралась и сюда и еще дальше) и не отпускали нас раньше, как хорошенько осмотрев спереди и сзади. Когда они сидели в домах, то кивали нам, чтобы мы подошли. Они нисколько не стеснялись, когда некоторые из нас, трогая и осматривая их четки из янтаря, разных пестрых раковин, скорлупок, пестрых камней, оловянных и медных колец...

Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью обращающихся денег

Их (черкесов.— X. С., И. С.) кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире.

(вторая половина XV — начало XVI в.)

О красоте и обаянии женщин черкесского края писал в конце XV века итальянец Джоржио Интериако:

...зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых, как было сказано, из их племени. То же самое следует сказать об их женщинах, которые в этой стране в высшей степени гостеприимны и по отношению к чужестранцам.

В кн.: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв.
Нальчик, 1974 г., 43—52 с.

Карамзину время от времени приходилось бывать в Оружейной палате, в которой были собраны сокровища московских князей и царей. Старые вещи хранили воспоминания о тех, кто ими пользовался. Посох Ивана Грозного; блюдо Марии Темрюковны, восточной красавицы (выделено нами.— X. С., И. С.), привезенной от гор Кавказа в Белокаменную...

Р. Г. СКРЫННИКОВ Иван ГрозныйВторой брак Грозного был скоропалительным. Не добившись успеха в Польше и Швеции, царские дипломаты привезли царю невесту из Кабарды. Невеста — княжна Кученей (Гуэхцэней), дочь кабардинского князя Тумир Гуки (Темрюка.— X. С., И. С.) — была очень молода. Иван «смотрел» черкешенку на своем дворе и, как сказано в официальной летописи, «полубил ее». Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Три дня в Кремле продолжался брачный пир. Все это время жителям столицы и иностранцам под страхом наказания было запрещено покидать свои дворы. Власти боялись, как бы чернь не омрачила свадебного веселья. Все помнили о том, что произошло в столице после первой царской свадьбы.

Сначала Мария, не зная ни слова по-русски, не понимала того, что говорил ей муж. Но потом она выучила язык и даже подавала царю ксе-какие советы (об учреждении стражи наподобие той, которая была у горских князей, и пр.) В браке с Марией Черкасской у царя родился сын Василий, но он умер младенцем. Темные слухи об отравлении Марии Грозным легендарны. Перед кончиной Мария ездила с мужем в Вологду и там заболела. Известия о «заговоре» в Новгороде принудили Ивана поспешить в Москву. Больную жену он доверил вести за собой боярину Басманову. Путь был труден и долог. Больную Марию привезли «по наказу» в Александровскую слободу, там она вскоре и умерла.

В книге Б. М. Соколова «Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович».— Спб., 1913 (по поводу книги С. К. Шамбинаго «Песни-памфлеты XVI в.») даются песни «о царской женитьбе, связанные с именем Ивана Грозного, Марии Темрюковны и шурина любимого Мамстрюка (Ко-стрюка) Темгрюковича, в некоторых пересказах присоеди-

Сигизмунд-Август очень дорожил дружбой с Москвой, но слухи о безобразиях, творившихся в царском дворце, уже успели донестись до Варшавы. Польский король не решался пожертвовать сестрой ради политических интересов. Кроме того, и самые эти интересы делались довольно сомнительными. Иоанн вел войну с Ливонией, русские войска побеждали, а Польский король, в свою очередь, мечтал захватить часть Ливонии и вел об этом переговоры с Ливонским орденом. После перехода Ливонии во власть московского царя о возможности захвата нечего было и мечтать. Сигизмунд-Август решительно отказал московским послам.

В 1561 году совершилось событие, которое еще более связало Московское государство с Кавказом и главным образом с Кабардинскими Черкесами: в этом году царь Иван IV вступил во второй брак с дочерью Кабардинского князя Темгрюка Мариан-Мариею. Документов, касающихся этого царского бракосочетания, сохранилось тах мало, что мы не имеем даже чина этой свадьбы и издатель «Древней Российской Вивлиофики», поместив в XIII томе (2-е изд.) чины свадеб великих князей и царей, после чина свадьбы царя Ивана IV на Анастасии Романовой принужден был заявить: «здесь по порядку следовало быть второй свадьбе царя и великого князя Ивана Васильевича, но описания этой свадьбы не отыскано». Мы даже не знаем точно, когда будущая царица приехала в Москву.

«Еще будучи только 43 лет, в 1573 году, Иоанн говорил литовскому послу Гарабурде, что он уже стар. Действительно, такая страшная жизнь, какую вел Иоанн, такая страшная болезнь, которою страдал он, должны были состарить его преждевременно. Несчастная война с Баторием, потеря Ливонии, унижение, претерпенное Иоанном, должны были также разрушительно подействовать на его здоровье. Наконец, сюда присоединилось невоздержание всякого рода, против чего не могло устоять и самое крепкое телосложение. Мы видели, что по смерти Анастасии Иоанн сватался на сестре польского короля, но сватовство это не имело успеха;

Тогда Иоанн, уже решительно оставив мысль быть Сигизмундовым зятем, искал себе другой невесты, в землях Азиатских, по примеру наших древних Князей. Ему сказали, что один из знатнейших Черкесских Владетелей, Темрюк, имеет прелестную дочь (курсив наш.— X. С., И. С.). Царь хотел видеть ее в Москве, полюбил и велел учить Закону. Митрополит был ее восприемником от купели, дав ей Христианское имя Мария. Брак совершился 21 августа 1561 года...

Еще в X веке арабский географ и путешественник Аб-дуль-Хасан Али аль Массуди, побывав на Кавказе и восторгаясь красотой адыгских (черкесских) женщин, писал в книге «Луга золота и рудники драгоценных камней»: «Из описанных нами племен нет ни одного в этих странах народа, в котором можно бы встретить тип с более светлой кожей и светлым цветом лица и более красивых... женщин. Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и таза более выдающихся и форм более красивых, чем у этого народа. Женщины их славятся мягкостью своего обращения».

Графиня дю Люар — командир ордена Почетного Легиона, кавалер национального ордена «За боевые заслуги», «Военного Креста», медали «За отвагу» и многих иностранных орденов и медалей, в частности — Золотого Креста польской армии — скончалась в возрасте 87 лет. Уже в мирное время графиня дю Люар не пропускала ни одного военного праздника. Еще совсем недавно голос хрупкой пожилой женщины сливался с голосами солдат, поющих полковые песни. И в последний раз со слезами на глазах, обнимая своих «малышей», она благодарила их за все. Те, кто знал Ирину Хагондокову, графиню дю Люар, никогда не забудут бесстрашную женщину — черкешенку, героиню французского народа.

Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка».

Чеченская поговорка гласит: «Чергачин мехкарнй санна хаза, създа!» дословно: «Как девушки-черкешенки, красивы, скромны!»; «Одежда его словно сшита черкешенками, соревнуясь между собою! Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовят, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление.

К числу образцов рыцарства можно отнести и вышеупомянутый обычай вставать при виде женщины. Почтенные старики восьмидесяти, девяноста, а то и ста лет чинно поднимаются, когда по улице проходят женщины, которым нет и тридцати.

Наконец, до самого последнего времени сохранялся обычай, замеченный еще в XIX в. Ж. Бессом, по которому всадник, встретив в пути (в поле) женщину, спешивался и провожал ее до места назначения, на время оставив свои дела, какими бы важными они ни были. При этом поводья он держал в левой руке, а женщина шла с правой почетной стороны.

В восточной литературе черкешенка характеризуется словами «драгоценнейшая жемчужина», «всемогущая», «незаменимая», «несравненная», «прекрасная», «госпожа веха», «роза века».

Характерным для эстетических идеалов адыгских (черкесских) народов является то, что в них подлинная красота, понятие красивого (Дахэ) подразумевает не только внешнюю форму, внешний облик предметов, явлений, человека, но и их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества.

«Обращаясь теперь к римской семье, мы найдем, что хотя положение здесь женщин было более благоприятным, она находилась в таком же подчинении.

Как и в Афинах, женщина пользовалась в Риме уважением, но в римской семье она имела больше влияния и авторитета. Так как она была госпожей в семье. Она свободно и без ограничений со стороны мужа ходила по улицам и посещала вместе с мужчинами театр и праздничные пиры. В доме она не была заточена в особом помещении и точно так же была допущена к столу мужчин.

Дворянские рода Большой КабардыНаиболее известные дворяне Большой Кабарды происходят из родов Гнардуковых и Анзоровых. К первому принадлежат семейства Куденетов и Тамбиевых; ко второму — семейства Баруков, Зареков и Эльмурз. Кабардинские дворяне обладают всеми вассальными правами и платят дань пшеницей и скотом за пожалованную им землю. Большая часть крестьян принадлежит дворянам, тем не менее и эти крестьяне ежегодно платят князю по одному барану с каждой семьи, помимо оброка, которым их облагают дворяне и который составляет десятину от каждого урожая пшеницы. [208]

Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно светлая, но не мертвой бледности. Брови темные, шелковистые, широкие посредине, сужающиеся к краям. Белки глаз чуть голубоватые, роговица темная. Сам глаз должен быть большой и выпуклый, наилучшие веки белые, с почти невидимыми розовыми прожилками. Ресницы не слишком густые, не слишком длинные и не слишком темные. Ухо средней величины, крепкое и красивой формы. Нос, который определяет красоту профиля, должен мягко и равномерно сужаться кверху, у переносицы может быть чуть выше, но не так, чтобы приобретал рисунок орлиного, что женщинам не идет. Уста лучше маленькие, но не выпяченные, и не плоские. Губы не очень узкие и красивого рисунка. Зубы должны быть не слишком мелкие, ровные, красиво расположенные, цвета слоновой кости. Подбородок округлый, не стесанный, и не острый. Шея белая и круглая, лучше длинная, чем короткая.».

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад».
Тхагушева Дахэсара Рашидовна рассказывает: «Азан в мечети очень красиво кричал Тхагушев Индрис Лэпшхачевич. У нас в доме сохранился Коран моей бабушки Коблевой (Тешевой) Гощмаф, которая умела читать Коран, Коран также читала Коблева (Яквашева) Айшет Салиховна, Тхагушева (Шхалахова) Цацыф Лильуовна, Тхагушева (Напсо) Тыщхъан».
Тешев Черандук Мурселович говорит: «Эфенди в мечети был Тхагушев Къочас, он был хаджи, был и другой хаджи Яквашев Алькас, он тоже проводил намазы. Другим эфенди в ауле был Хушт Лъашер».
Хамзет говорит: «Как подстилку для намаза часто использовали козью шкурку, поэтому я старался держать всегда у себя для своей бабушки разные козьи шкуры».
В советские годы в ауле эфенди были Яквашев Шабан, который умел читать Коран и Тхагушев Хусейн.

Походы крымских и турецких войск на адыгов предпринимались или со стороны Таманского полуострова, причем войска из Крыма перевозились через Керченский пролив, или со стороны Дона. Целью походов «на ближних черкасов», т. е. на западных адыгов, было обращение их в подручных, т. е. служилых. Наряду с военными принимались меры иного характера — установление родственных связей, привлечение черкесских князей на службу к ханскому и султанскому двору с обращением в мусульманскую веру (черкесы в это время были полу язычниками, полу-христианами греческого исповедания)1

Сын султана Селима Сулейман, будущий султан, до 1512 г. был беглербегом в Каффе. Его первой женой была черкешенка (ima donna circassa — по итальянским источникам), и сын ее Мустафа считался наследником престола при Сулеймане до 1553 г., когда, заподозренный в измене, он по приказанию Сулеймана был убит; несколько позднее был убит и его малолетний сын16. Точнее происхождение матери Мустафы установить не удалось — вероятно, она



Источник: adygi.ru
Просмотров: 9475 | Добавил: owleth | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz