Куликовская
битва
Вставайте,
мамаево войско идёт!
Князь Дмитрий полки посылает
вперёд.
Нашли себе поле за Доном,
Чтоб встретить Мамая
заслоном.
Они уже близко,
идут и идут
Захватчиков русские воины
ждут.
Враги уже здесь, запылали
костры,
На вёрсты раскинулись в поле
шатры.
Одеждой меняется с воином
князь,
Быть равным на поле сраженья
стремясь.
И вот, развернувшись на поле
дугой,
Оставив в дубраве засаду,
Готовятся русские выдержать
бой,
И лечь, как один, если
надо.
В шеломе простом, у бойцов на
виду,
Князь Дмитрий с оружием в первом
ряду.
Помериться силами звал
Челубей
В белёсом тумане рассвета
Но он не увидел победы
своей
И пал от копья Пересвета.
И грянула битва. Блистали
клинки.
Бойцы умирали, стеная.
К земле окровавленной гнулись
полки
Под натиском полчищ
Мамая.
Легко ли в засаде томиться с
утра?
Дерзайте же, братья и други!
Пора!
И с кличем "Москва!" из-за дальних
дубов
Как сокол бросается полк на
врагов!
Внезапен удар. Побежали
враги,
Победа за нами по праву!
И тем,
кто вернулся,
И тем,
кто погиб, -
Память
и вечная слава!
Константин Сергиенко
Александр Пересвет — легендарный монах-воин, инок
Троице-Сергиевского монастыря.
Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и пал в
единоборстве с татарским богатырём Челубеем.
В Русской православной церкви причислен к лику святых.
Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске (был
уроженцем села Супонево) и до пострижения в монахи был боярином.
Возможно, участвовал в ряде походов и боёв.
Существует предание, что Пересвет принял монашеский постриг в
Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье.
Позже, видимо, после того, как Дмитрий Ольгердович, княживший в
Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем
двором в г. Переяславль-Залесский, иноки Пересвет и Ослябя попали в
Троице-Сергиевский монастырь (тогда он ещё не был лаврой).
Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были
послушниками этого монастыря.
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской
битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к
нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались
непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и
чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого
человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный
Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков
княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были
Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя,
которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму
(высший ангельский чин).
По преданию, перед битвой Пересвет молился в
келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века
Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский
Ряжский монастырь.
Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох
после революции хранился в краеведческом музее г.
Рязани.
Существует версия поединка, в соответствии с
которой копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее
обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже
нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из
седла.
Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя
доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка
с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал
он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани
тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда
он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив
смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать
до строя и только там умер.
Сразу после гибели поединщиков началась сама
битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских
войск.
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в
Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в
Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной
палатке».
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post141486720/
Художник-Павел Рыженко
Песня в исполнении Егора Стрельникова
Категория записи: Искусство и культура