А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.
© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.
Святой источник и колодчик св. Иринарха Затворника (Ростовского) в Кондаково
1. Описание святого источника
Иринарх (Ростовский, Борисоглебский, Затворник, до пострига Илья; июль 1547(1547) — 13 января 1616) — преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 13 января и 23 мая (собор Ростовских святых).
Преподобный Иринарх родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В 6 лет пророчески сказал, что будет монахом и будет носить вериги. В Кондаково прошли 18 лет его юной жизни, наполненной молитвой и воздержанием.Стремясь к уединению для молитвы, он часто уходил в глухие места. Одно из таких мест впоследствии стало знаменитым на всю Россию – колодчик, вырытый его руками в лесной чаще вблизи Кондаково, обладает целебными свойствами и привлекает множество паломников и по сей день.
До тридцати лет Иринарх занимался торговлей, затем принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. В нём он обрёк себя на суровое затворничество и более 30 лет он не снимал вериг. Господь наделил Иринарха даром провидца и целителя. Он начал ходить босой и в рубище, чем навлек на себя гнев братии монастыря. Здесь его посетил знаменитый юродивый Иоанн Большой Колпак, сподвижник Василия Блаженного. Он предсказал Иринарху большой успех его подвигов. С того времени Иринарх постепнно увеличивал тяжести носимые на теле Он носил тяжести или “праведные труды” , сохранявшиеся в Борисоглебском монастыре: 142 креста, тяжелый камень, множество цепей, железное кольцо на голове, железный пояс, и имел железную палку и кнут для самобичевания. Все это по весу составляло 9 пудов 34 фунта. Спал Иринарх по 2-4 часа в сутки на березовом комле, к которому приковал себя цепью. Так он подвизался тридцать с лишним лет. Из-за конфликта с братией непривычной к такой суровой аскезе, Иринарх вынужден был на один год оставить Борисоглебовский монастырь и жил в Авраамиевом Богоявленском монастыре, где был назначен келарем. Затем Иринарх вернулся в родной монастырь и продолжил свои аскетические и духовные подвиги.
В Житии Иринарха отдельная глава повествует о чудесном видении Иринарху “О видении Московскаго царства и о разорении и о посечении и иных градов во 7117 [1608-1609] году”. (Эта же глава перереписывалась отдельной повестью. (Напр. “Выпись о чуде о видении разорения Московского царства 1608 года”. ОР РГБ. Ф. 354. № 93.)) Видение было скорее всего в 1608 году, поскольку о разорении Ростова в 1609 году говорится, как о событии следующего года. Иринарх после тяжких трудов и молитв, не давая себе уснуть, впал в “тонок сон”. Ему представилась Москва и все Русское государство в разорении, в огне и во власти ляхов. Проснувшись, Иринарх горько зарыдал, и тут явился ему “свет пресветлый” и “глас неведомый” трижды пообещал, что так, “по глаголу сему да будетъ роду сему лукавому и непокоривому”, а затем приказал идти в Москву и поведать об увиденном самому царю. Преподобный, вняв гласу, на время оставил свой подвиг затворничества и отправился пешком в Москву вместе со своим учеником Александром. О пришествии затворника объявил царю некий сын боярский именем Симеон, “и рад бысть царь, ...целова его любовно”. Иринарх отказался от почестей и объявил о грозном видении, после чего по просьбе царя дал благословение и ему и царице. Иринарх отказался от любезного предложения царя задержаться в столице и даже отпустил предоставленный ему царский возок. (Источник информации: Кузнецов Б.В. Видения Смутного времени )
За благословением на борьбу с врагами инородцами и оккупантами России к Иринарху приезжали Михаил Скопин-Шуйский и организаторы народного ополчения Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Ещё при жизни Иринарх нашёл преданного ученика, инока Александра, который и написал житие своего учителя. Незадолго до смерти Иринарх призвал своих учеников, Александра и Корнилия, и дав им последние наставления, преставился на 69 году жизни 13 января 1616 года и был погребен в выкопанной им самим могиле. Мощи Иринарха находятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. Вскоре после смерти Затворника было написано его житие по его же завещанию иноком Александром, который, будучи в учениках у Иринарха, 30 лет неотступно находился при нем.
Еще при жизни преподобного было многолюдно у этого колодчика. А по его кончине установилась традиция приходить сюда крестным ходом из Борисоглебского монастыря. Крестный ход продолжался целую неделю. Монастырская братия и многочисленные паломники шли от храма к храму: Литургия, молебен, лития и дальше, к следующему храму, с остановками на ночлег. Известно, что уже тогда люди съезжались сюда со всех концов Русской земли. В крестном ходе участвовали и люди, «известные в государстве». Эта благочестивая традиция была прервана октябрьским переворотом и возобновилась с возрождением Борисо-Глебского монастыря. С 1997 года Иринарховский крестный ход стал ежегодным. В 2008 году он прошел уже в двенадцатый раз. Пустынька обитаема и в настоящее время. Покой насельника стоит беречь. Может быть, именно его молитвы в очередной раз помогут России.
Молитва святому преподобному Иринарху Затворнику: О, преподобие отче Иринарше! Тебе предстояще, молим тя усердно ходатаем нашим присно быти и заступником. Испроси убо нам от Христа Бога мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение, и от всех врагов видимых и невидимых ограждение, покрый же нас ходатайством твоим от нахождения всяких бед и скорбей, паче же от искушений врага темнаго, да вси мы с тобою прославляем Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, великий угодниче Божий и преславный чудотворче, преподобне отче наш Иринарше! Призри на ны грешныя, в скорбех и обстояниих наших усердно к тебе вопиющия и на тя по Бозе все упование наше возлагающия. Просим тя со умилением многим: твоим предстательством ко Господу Богу испроси нам мир, долгоденствие, братолюбие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, и свыше благословение на вся начинания наша благая. Избави же всех нас святыми твоими молитвами от всяких бед: глада, града, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасныя (внезапныя) смерти, и во всех скорбех наших буди нам утешитель и помощник, сохраняя ны от падений греховных и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго, да прославляем вкупе с тобою всех благих Подателя, Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
2. Географическое положение святого источника и особенности дороги.
Святой источник расположен по адресу: село Кондаково, Ярославской области.
Для того, чтобы добраться на святой источник в Кондаково в из Санкт Петербурга:
маршрут: Из Петербурга наиболее красивая и познавательная дорога с небольшим количеством автомашин лежит через Череповец: Санкт -Петербург - А114 - на Тихвин - Пикалево - Череповец - далее на Р104 - Пошехонье (отличное и недорогое место для ночлега) - Рыбинск - Углич (красота, которую стоит посмотреть) - из Углича - Р-153 до Новоселки - поворот направо на Кондаково. В Кондаково проезжаем все село за храм - справа указатель на источник прп. Иринарха - если машина повышенной проходимости - можно проехать еще 1 км через поле. Если машина городская - лучше оставить в поле на ровном месте и идти пешком в сторону низины и леска. У указателя будет тропинка вниз и дальше вы все увидите.
Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.